Единственный в России центр, аккредитованный Институтом Сервантеса

   Большая Конюшенная ул. 27
+7 (812) 401-67-30

ru es
/ Архив

Adelante - курсы испанского языка в Санкт-Петербурге с носителями

Алехо Карпентьер (Куба)

Алехо Карпентьер (Alejo Carpentier y Valmont; Лозанна, 26.12.1904 – Париж, 24.04.1980) - прозаик, эссеист, искусствовед и теоретик литературы; видный общественный деятель, музыкант и исследователь истории музыки.

Ранние годы на Кубе.

Его концепции оказали влияние на художественную манеру создателей нового латиноамериканского романа, одним из которых явился он сам. Полное имя писателя — Алехо Карпентьер-и-Вальмонт. Отец его был французом, мать — русской, и по материнской линии он состоял в родстве с К. Бальмонтом. Его родители переехали из Европы на Кубу в 1902 г. Начальное образование Карпентьер получил на Кубе; в Париже изучал теорию музыки и сочинял импровизации для фортепьяно. Творческий путь он начал с литературной и музыкальной критики, сотрудничая в кубинских журналах. После установления на Кубе диктаторского режима А. Мачадо Карпентьер был арестован и провел в тюрьме семь месяцев, создав там первый вариант мифологического романа в духе эстетики негризма «Экуэ-Ямба-О!».

Парижский сюрреализм. "Чудесная реальность".

В марте 1928 г. он тайно отплыл во Францию. В Париже Карпентьер сблизился с Л. Арагоном, А. Бретоном, П. Пикассо, И.Танги; первые рассказы он пишет по-французски. Конец 1920-х — середина 1930-х гг. — этап «сюрреалистской» деятельности Карпентьера. В этот период (до конца 40-х гг.) он проявил себя в основном в жанре критики, а также увлеченно работал над монографией о кубинской музыке. Историческая повесть «Царство земное» (изд. в 1949 г.), рассказывающая о Гаити XVIII— XIX вв., открыла цикл произведений, посвященных важнейшим духовным проблемам Латинской Америки. Повесть воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри-Кристофа, бывшего раба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королем. Человек обретает свое величие лишь в Царстве земном — такова философская концепция автора.

 

Возврашение в Америку. "Универсальная литература".

В конце 1945 г. Карпентьер уехал в Венесуэлу, где возглавил кафедру истории и культуры в Высшей школе пластических искусств Каракаса, и возвратился на Кубу только в 1959 г., после падения диктатуры Батисты. В романе «Потерянные следы» (1952) Карпентьер воплотил новую теорию романа, пришедшую на смену концепции «чудесной реальности»: необходимость «универсальной литературы», обращенной ко всему человечеству. Поэтому ни имени главного героя (сообщается лишь, что он композитор, сын испанки и немца), ни названия города, где развивается действие, автор не дает. Форма повествования — путевые заметки. Совершая путешествие «во времени» (в том числе в глубь времен, к прошлым эпохам), герой приходит к выводу: художнику невозможно «ускользнуть» от изменчивой реальности.

Музыкальность  и борочность произведений А. Карпентьера.

В повести «Погоня» (1955) ставится проблема индивидуального террора как несостоятельного метода борьбы. Автор обновляет литературную технику, художественно осмысляя категорию времени: есть «литературное» время — 46 минут, время действия повести (столько, сколько звучит в исполнении оркестра «Героическая симфония» Бетховена) и «субъективное» время — для каждого из героев свое. Один из временных планов — история главного героя, Беглеца, точнее, его воспоминания. Прошлое и настоящее героя слиты воедино. Сущность «музыкальной» композиции повести объяснил сам писатель: «Погоня» построена в сонатной форме. Первая часть — экспозиция, далее следуют три темы, семнадцать вариаций и заключение, или кода...»

В 1973 г. опубликован роман «Превратности метода», в центре которого — проблема военной диктатуры. У карпентьеровского Главы Нации есть реальные прототипы, но в целом образ просвещенного тирана, предпочитающего жить в цивилизованной стране, — собирательный, обобщенный. В романе, действие которого ограничено 1913—1927 гг., отражены разноплановые исторические события, хотя политическая лексика почти не используется: язык с его барочной избыточностью как бы существует независимо от идейной концепции автора. В повести «Концерт барокко» (1974) царит «гармония барокко» — свобода воображения и изобретательность, единство разнородных элементов, сочетание несочетаемого, разнообразие впечатлений, стилей и ритмов. «Гармония барокко», по Карпентьеру, — метафора всей латиноамериканской действительности, ее культуры с присущими ей контрастными началами. Роман «Арфа и тень» (1979), в котором Христофор Колумб вспоминает незадолго до смерти всю свою жизнь, вновь возвращает читателя в прошлое Латинской Америки. Здесь писатель продолжает эксперимент с художественным временем (дробится линейность повествования, переносящего читателя то в XVI, то в XIX в.).

"Как я пришел к Весне..."

"Век Просвещения" (El siglo de las Luces. 1962) — роман, Построенный на фрагментах биографии Виктора Юга, лица исторического, комиссара якобинского Конвента во французских колониях. Произведение насыщено конкретными историческими реалиями, событиями, приобретающими вместе с тем обобщенное звучание. "Весна священная" (La consagración de la primavera. 1978)  — роман отразил идейные искания Карпентьера на протяжении всего творческого пути: время действия — 1915—1961 гг. Здесь воплотились, иногда в новой интерпретации, темы и мотивы предыдущих произведений прозаика: столкновение с действительностью, историей, утрата иллюзий, бегство от реальности, «странствия», творческий поиск и обретение собственного «я». «Все мои предшествующие книги я назвал бы этапами того пути, что привел меня к Весне»,— пояснял Карпентьер. Роман вобрал богатейший жизненный и творческий опыт автора, преломившийся в судьбах главных героев — кубинского архитектора Энрике и балерины Веры, по национальности русской.

Источники:

Алехо Карпентьер



Открой для себя целый мир для общения!

Записаться на обучение

Сделай шаг вперед навстречу испанскому языку вместе с Adelante, и ты откроешь для себя удивительный мир Испании и Латинской Америки!

Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса Российской Федерации