Единственный в России центр, аккредитованный Институтом Сервантеса

   Большая Конюшенная ул. 27
+7 (812) 401-67-30

ru es
/ Архив

Adelante - курсы испанского языка в Санкт-Петербурге с носителями

Октавио Пас  (1914-1998)

 

alt

Октавио Пас (Octavio Paz Lozano; Мехико, 31.03.1914 - Ибидем, 19.04.1998) - поэт и публицист, дипломат, лауреат Нобелевской премии.

Октавио Пас вырос на окраине Мехико, столицы Мексики. Он был сыном Жозефины Лозано Пас, семья которой происходила из испанской провинции Андалусии, и Октавио Паса-старшего, адвоката и сторонника общественных реформ. В детстве на Паса глубоко повлиял дед со стороны отца, государственный деятель и писатель, который одним из первых начал с сочувствием изображать в своих произведениях индейское население Мехико.
В доме, где он провёл детские годы, по воспоминаниям Паса, «сад скоро сделался центром моего мира, библиотека же – заколдованной пещерой... Из жадно пролистываемых книг с картинками, особенно исторических романов, я извлекал картины пустынь и джунглей, дворцов и лачуг, образы воителей и принцесс, нищих и королей. Мы терпели кораблекрушение вместе с Синдбадом и Робинзоном, сражались вместе с Д’Артаньяном, отбивали Валенсию с Сидом... Мир не имел пределов, но весь был в пределах досягаемости, а время делалось растяжимой субстанцией, из которой ткалось неделимое настоящее».
В подростковом возрасте Пас познакомился с новейшими произведениями испанской литературы своего времени, а также с такими авторами, как Ницше, Маркс, Гюго и Руссо. Особенно впечатлила его «Бесплодная земля» Т.С. Элиота. В 1931 г. семнадцатилетний Пас основал свой первый литературный журнал, «Поручни» («Barandal»), а в девятнадцать лет он выпустил свой первый сборник стихов под названием «Дикий месяц» («Luna silvestre»). Пас посещал лекции в Национальном университете Мехико, но не закончил курса. Вместо этого он уехал на Юкатан, открыл там среднюю школу и погрузился в изучение истории Мексики.
В 1937 г. Пас покинул Мексику и поселился в Мадриде. Во время испанской гражданской войны он, как и многие другие деятели искусства и культуры, приехавшие с североамериканского континента, поддерживал лоялистов в их безуспешных попытках защитить республику от фашистских формирований генерала Франсиско Франко. Впечатления, вынесенные Пасом из жизни в Испании, только укрепили левые убеждения, которых он придерживался как в молодости, так и в середине жизни.
Вернувшись в Мексику, Пас основал очередной литературный журнал, «Мастерская» («Taller»). И в этом издании, и в пришедшем ему на смену «Блудном сыне» («El Hijo Pr?digo») Пас публиковал литературные опыты, тяготевшие к сюрреализму, в которых находил отражение его интерес к культуре, традициям и истории Мексики. Помимо собственных сочинений, Пас давал в журнал переводы французских, немецких и английских авторов.
В 1943 г. Пас получил стипендию мемориального фонда Гуггенхайма и отправился путешествовать и учиться в США. Спустя два года он поступил на мексиканскую дипломатическую службу. Его направили в Париж, где он провёл следующие пять лет, познакомился с такими писателями, как Андре Бретон, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр, и с головой окунулся в поэзии – в сюрреализм, а в философии – в экзистенциализм.
В 1950 г. было напечатано главное его прозаическое произведение, «Лабиринт одиночества» («El labertino de la soledad»), являющееся глубоким и неповторимо своеобразным исследованием мексиканского национального характера.
После пребывания в Париже Пас выполнял обязанности мексиканского посла в Швейцарии, в Японии и в Индии. За годы жизни в Азии он приобрёл глубокий, неослабевающий интерес к восточной поэзии, живописи и архитектуре и к классическим трудам по буддизму и даосизму, нашедший отражение в его поэзии. В 1956 г. вышел сборник статей Паса о поэзии «Лук и лира» («El arco y la lira»), ставший для него значительной вехой.
Пас ушёл с дипломатической работы в 1968 г., сложив с себя полномочия в знак протеста против жестокой расправы мексиканских властей со студенческими демонстрациями в Плаза де Тлателолько незадолго до проведения Олимпийских игр. Статьи, которые он писал в это время, были посвящены таким темам, как религия, проблема пола, культура. В 1970 г. он объединил их в сборник «Постскриптум» («Posdata») – этот сборник, дополненный ещё несколькими статьями, выходил под названием «Другая Мексика» («The Other Mexico») на английском языке в 1972 и 1985 гг. В 1970-е гг. Пас преподавал в Кембриджском и Гарвардском университетах. В Гарварде в 1971...1972 г. он прочёл цикл лекций, посвящённый Чарльзу Элиоту Нортону, [переводчику Данте на английский язык]. Одновременно он продолжал сочинять стихи, заниматься литературной критикой и писать о политике. Его поэзия становится всё более экспериментальной. «Бланко» («Blanco», 1967), самая труднодоступная для понимания поэма Паса, может быть сложена (и соответственно прочитана) несколькими разными способами. Кроме того, Пас экспериментировал с многоязычным стихом и с формами поэтического соавторства.
Пас считал, что становлением своего писательского таланта он обязан поискам современности, которые он предпринял ради того, чтобы заново открыть «неделимое настоящее», столь живо прочувствованное им в саду своего детства. Откликаясь на известие о присуждении ему Нобелевской премии, он признавался: «Я возвратился к источнику и обнаружил, что современность не является чем-то внешним – напротив, она внутри нас. Она и сегодняшний день, и самая что ни на есть седая древность, она – день грядущий и начало мира; ей тысяча лет от роду, и она – новорождённая. Она изъясняется на науатле, чертит китайские идеограммы девятого века и мелькает в телевизоре».
Наряду с сочинением стихов и статей о литературе Пас продолжал подробно высказываться о политике, хотя его взгляды со времён юношески пылкого индивидуалистического социализма сильно изменились: он поддерживал правоцентристское мексиканское правительство 1990-х годов, одобрял сближение с США и ратовал за привнесение в мексиканскую политическую культуру католических традиций. Из-за этих перемен в среде мексиканских левых Пас считался противоречивой фигурой. Его поэзия вызывала практически единодушное восхищение, но его более консервативные, чем в молодости, политические убеждения настораживали многих его мыслящих соотечественников.
В 1972 г. Пас стал почётным членом Американской академии и института искусств и литературы, в 1980 г. получил почётную докторскую степень Гарвардского университета. Среди его многочисленных наград – Премия Сервантеса (наиболее престижная в испаноговорящих странах) за 1981 г., американская Нойштадтская премия за 1982 г., а также награды из Бельгии, Израиля, Испании, Мексики и Западной Германии. В последние годы жизни он издавал художественно-политический журнал «Возвращение» («Vuelta»). В 1964 г. он женился на Марии-Хосе Трамини, у них есть дочь.

Источники:

Октавио Пас



Открой для себя целый мир для общения!

Записаться на обучение

Сделай шаг вперед навстречу испанскому языку вместе с Adelante, и ты откроешь для себя удивительный мир Испании и Латинской Америки!

Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса Российской Федерации