Единственный в России центр, аккредитованный Институтом Сервантеса

   Большая Конюшенная ул. 27
+7 (812) 401-67-30

ru es
/ Архив

Adelante - курсы испанского языка в Санкт-Петербурге с носителями

Астор Пьяцолла (1921-1992)

 

alt

Астор Пьяцолла (Astor Pantale?n Piazzolla; Мар-дель-Плата, Аргентина, 11.03.1921 - Буэнос-Айрес, 4.07.1992) – аргентинский бандонеонист, композитор.

Астор Пьяццолла родился в семье бедного итальянца в аргентинском городке Мар-дель-Плата 11 марта 1921 года. В 1925 году семья переехала в Нью-Йорк — попытать счастья в большом городе. Позже Астор Пьяцолла вспоминал, что это было время разрухи и мафии: он болтался по улицам больше, чем ходил в школу. Тогда его кумирами были Дюк Эллингтон и Кэллоуэй, которых Пьяцолла ходил слушать у дверей Коттон Клуба. А отец его любил ностальгические танго Карлоса Гарделя. Поэтому на девятилетие Пьяцолла получил в подарок бандонеон и стал заниматься с учителем. А уже в 13 лет играл с самим Карлосом Гарделем, легендарным певцом танго.
В 1937 году семья Пьяцоллы вернулась в Мар-дель-Плата, но Астор мечтал о столице. Пьяцолла решает полностью посвятить себя музыке. Он был глубоко в неё влюблен, и принял окончательное решение. Он говорил: «Музыка, является больше чем женщина, потому что с женщиной вы можете развестись, но нельзя развестись с музыкой. Как только вы женитесь на ней, она — ваша любовь навсегда, до гробовой доски». В 16 лет он покинул свой родительский дом и переехал в Буэнос-Айрес. Юный музыкант был приглашён играть на бандонеоне в ансамбль известного мультиинструменталиста Анибала Тройло. Это давало Астору средства на аренду комнаты. В то же время он брал уроки игры на фортепиано и занимался гармонией с молодым преподавателем по имени Альберто Хинастера, который впоследствии стал известным композитором.
Первыми пьесами музыканта стали композиции, написанные для кино и театральных постановок. Эта музыка стала вмиг популярной в Аргентине, удивительный талант Пьяцоллы-мелодиста будет помогать ему и дальше, когда музыканта на долгие годы отгородит от родины стена непонимания.
В 1946 году Пьяцолла собрал свой первый ансамбль. Друзья играли исключительно танго: танго стало творческим кредо Пьяцоллы. Он сам аранжировал известные произведения и много экспериментировал. Уже тогда Пьяцолла начинает экспериментировать с гармонией танго, пытаясь синтезировать традиции милонги и джазовые ритмы. Публика в полном недоумении: зачем преуспевающему композитору и исполнителю писать сложные и малопонятные пьесы. Музыканту даже начинают угрожать расправой.
Его новаторство не пользовалось успехом у публики, и ансамбль распался. Но он возобновил свои искания с ещё большим рвением и организовал струнный оркестр, который потерпел ещё более сокрушительную неудачу. Пьяцолла не унывал, он нашел в себе смелость представиться пианисту Артуру Рубинштейну — тогда живущему в Буэнос-Айресе. Пьяцолла сыграл ему несколько пьес, после чего маэстро поинтересовался: «Вы любите музыку? Тогда почему вы не учитесь?». И Пьяцолла пошел учиться. Пошел учиться к Алберто Гинастере — очень известному аргентинскому композитору. Пьяцолла всегда с благодарностью вспоминал те занятия, потому именно Гинастера открыл тайну оркестра, он заставил анализировать Стравинского. С его подачи Пьяцолла открыл для себя «Весну Священную». Учеба длилась шесть лет. В это время Пьяцолла писал свои произведения как сумасшедший. Но он не писал танго. Он отказался от танго. Пьяцолла стал композитором симфоний, увертюр, фортепианных концертов, камерной музыки, сонат.
В 1953 году Гинастера предложил Пьяцолле участвовать в конкурсе молодых композиторов. После уговоров ученик согласился-таки. И больше того, он получил приз как открытие года. И правительство Франции предоставило ему возможность учиться у Нади Буланже. В Париж он отправился с килограммами симфоний и сонат. Буланже очень внимательно изучила его произведения и отметила, что в них есть и Стравинский, и Барток, и Равель. Но в них нет Пьяцоллы. И она начала исследовать частную жизнь Пьяцоллы: как он сочиняет, в каких условиях, на чём сочиняет, женат или нет… Пьяцолле было стыдно признаться, что он сочиняет и играет танго. Наконец он сдался и сказал, что играет в ночном клубе. Он не хотел говорить «кабаре». Но Буланже была умной дамой, и Пьяцолле пришлось сознаться, что он играет в кабаре на бандонеоне. И тогда Буланже попросила сыграть что-нибудь из танго собственного сочинения. Оценкой его творчества стала фраза: «Вы идиот, это и есть Пьяцолла!». И с десятью годами своей жизни Пьяцолла расстался в две секунды. Нади Буланже научила Пьяцоллу поверить в себя.
В 1955 году Пьяцолла возвращается в Буэнос-Айрес, чтобы закончить свой первый октет, используя опыт, который он получил у Гинастеры и Буланже. Однако на родине музыканта по-прежнему не принимают. С умеренным успехом идет потрясающий одноактный балет с музыкой Астора Пьяцоллы и великой Майей Плисецкой в Буэнос-Айресе, холодный прием встречает опера «Мария из Буэнос-Айреса». Лишь пронзительная пьеса, написанная после смерти отца в 1959 году, становится широко известной. И только спустя некоторое время джазовые элементы дали танго Пьяцоллы новую жизнь, а этот стиль получил название «tango nuevo». Творчеством Пьяцоллы начинают интересоваться выдающиеся джазовые и классические музыканты, у них он имеет безоговорочный авторитет, как, кстати, и у «тангейрос».
Пьяцолла имел обыкновение говорить, что танго больше не существует. Что оно существовало много лет назад, до 1955 года, «когда Буэнос-Айрес был местом, где люди носили танго, гуляли в стиле танго, когда весь город был пропитан духом танго». Во многом на такое суждение его подтолкнуло нашествие американских фильмов и музыки, мода на рок-н-ролл — все это окончательно разделило танцующую пару, развело в разные стороны мужчину и женщину.
Многие критиковали Пьяцоллу за то, что его произведения очень грустны, даже трагичны. Но сам он в одном интервью сказал, что он — счастливый парень, он любит хорошее вино, он любит хорошо поесть, он любит жить и вроде бы нет никаких причин для того, чтобы его музыка была бы грустной. Но его музыка грустна, потому что танго грустно. Танго грустно, драматично, но при этом в нём нет пессимизма.
У Астора появляются ученики: гитарист Эл Ди Меола, бандонеонисты Ришар Гальяно, Дино Соллуци. О своих последователях Пьяцолла говорил, что если они будут слепо копировать его игру, то это хуже для них. Если же они смогут следовать за танго, как за стилем, как за образом жизни, то всё у них получится.
По настоянию аргентинского гитариста Роберто Ауселла Пьяцолла стал писать для гитары. Сегодня его «История танго для флейты и гитары» и «Двойной концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра» стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.
В 1980-е годы Пьяцолла много гастролирует со своим квинтетом. Уже постаревший и больной Астор появляется на джазовых фестивалях в Монтре и Лозанне с джазовыми музыкантами Джерри Маллиганом, Герри Бертоном, Элом Ди Меолой.
В 1989 году Астор Пьяцолла навсегда возвращается в Аргентину, где ему сопутствует триумфальный успех. Но мастер смертельно болен. 4 июля 1992 года Пьяцолла умирает. Незадолго до смерти Астор Пьяцолла в одном из интервью обронит: «В Аргентине может измениться все: лицо городов, общество, политический режим — все, кроме танго, которое я понимал и умел играть».

Источник:

Статья Александра Винокурова



Открой для себя целый мир для общения!

Записаться на обучение

Сделай шаг вперед навстречу испанскому языку вместе с Adelante, и ты откроешь для себя удивительный мир Испании и Латинской Америки!

Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса Российской Федерации