Единственный в России центр, аккредитованный Институтом Сервантеса

   Большая Конюшенная ул. 27
+7 (812) 401-67-30

ru es
/ Архив

Мигель Анхель Астуриас (1899-1974) - гватемальский писатель

Мигель Анхель Астуриас (1899-1974)

alt

Мигель Анхель Астуриас (Asturias, Miguel ?ngel — 19.X.1899, Гватемала — 9.VI.1974, Мадрид) — гватемальский писатель, романист, новеллист, поэт, драматург, дипломат, лауреат Ленинской премии мира за 1966 г. и Нобелевской премии по литературе за 1967 г.
Детство Астуриаса пришлось на годы владычества одного из самых мрачных диктаторов Латинской Америки М. Эстрады Кабреры (годы правления 1898—1920). Мигель Анхель Астуриас по своему происхождению тесно связан с индейскими традициями. Его отец (метис) был судьей, а мать (индианка) — школьной учительницей. Настоящая встреча с индейцами произошла в усадьбе деда.
Астуриас с детства ненавидел диктатуру и принимал деятельное участие в борьбе против нее. Окончил юридический факультет университета, написав дипломную работу на тему «Социальная проблема индейца», стал адвокатом и организовал вместе с единомышленниками Народный университет. В 1923 г. был вынужден покинуть родину и переехать в Лондон. В Британском музее с интересом углубился в изучение культуры майя. В том же году появился в Париже, где продолжил эту работу, уделив значительное внимание сюрреализму, который оказал на него существенное влияние.
Первой его книгой был сборник стихотворений «Луч звезды» (1925). Но наибольшее внимание привлекли «Легенды Гватемалы» (1930), в которых сочетались личные впечатления писателя с преданиями и сказаниями индейцев. Затем Астуриас возвращается на родину, где издает несколько поэтических сборников («Сонеты», 1936; «Алькласан», 1940, и др.).
На эти же годы приходится его дипломатическая деятельность (Мексика, 1945; Аргентина, 1947—1952; Франция, 1952; Сальвадор, 1953—1954). С 1954 г., когда в стране произошел государственный переворот, Астуриас снова оказался эмигрантом (Франция, здесь он будет послом в 1966—1970). В это время им написан сборник рассказов «Уик-энд в Гватемале» (1956), где писатель поведал о событиях в своей стране.
Наиболее известным произведением Астуриаса является роман «Сеньор Президент» (опубл. 1946), работу над которым он начал в период первой эмиграции во Франции. Он привез рукопись с собой в 1933 г., но роман не вышел в свет по политическим мотивам, хотя сразу стал очень известным и расходился по стране в списках.
Творчество Астуриаса находится под сильнейшим воздействием индейской культуры. Практически с первых шагов будущий писатель самым серьезным образом изучает фольклор народа своей страны, в частности один из древнейших памятников индейцев «Пополь Вух» (т. е. «Книга Совета». Записана в XVI в. Первая научная публикация в 1861 г. Пер. фрагментов на рус. язык К. Бальмонта, 1910), где содержатся космогонические, мифологические представления и сказания народа киче. Это оказывало существенное влияние на создание писателем произведений, отличающихся слиянием реалистических и мифологических элементов.
Через несколько лет после публикации романа «Сеньор Президент» выходит в свет роман «Маисовые люди» (1949), который также опирается на национальные культурные традиции. Национальные особенности романа проявляются в его названии, где сливаются и прямые, очевидные, и мифологические представления народа. Реалистический и мифологический планы переходят друг в друга. Идет борьба за маис, который для индейцев является не столько предметом купли-продажи, сколько элементом мифа, частью которого они себя воспринимают, поэтому для индейца меркантильный интерес не может иметь места, когда речь идет о маисе. Он — часть их жизни, их самих. Оскорбляя его, оскорбляют целый народ.
Естественное сочетание реалистических и мифологических начал творчества Астуриаса позволяет говорить о сложном характере времени. И здесь диапазон временных пересечений и напластований дает писателю возможность естественно сочетать любые временные отрезки, переводить их из одной временной системы в другую, от сиюминутного до бесконечного. Природа Гватемалы — это ее люди, для которых не любить природу невозможно. Она дарует им силу и жизнь, поэтому кара человеку идет не только от людей, но и со стороны природы. Таков, например, финал романа «Ураган» (1950). Это произведение стало первой частью т. н. «банановой трилогии», куда вошли романы «Зеленый папа» (1954) и «Глаза погребенных» (1960).
Астуриас шел путем, по которому после него пойдут и другие латиноамериканские писатели (например, Г. Гарсиа Маркес). Поэтому, когда речь идет о произведениях подобного рода, следует иметь в виду, что подходить к ним с мерками европейской реалистической литературы — значит искажать суть мышления латиноамериканца и его культурную среду.
Трилогия отмечена тем, что Астуриас изображает жизнь и традиции индейцев Гватемалы с позиций этих индейцев. Романы отличаются слиянием мифологических элементов в сознании коренного населения страны с современными им проблемами. А эти проблемы оставались для Латинской Америки на многие годы тяжелейшими и крайне сложными для разрешения. Но, пожалуй, наиболее сложным и трудным становятся взаимоотношения с севером Америки. Для разрешения таких проблем в литературной сфере существует формирующаяся и укрепляющаяся в эти годы традиция т. н. «магического реализма», которая наиболее полно и многогранно проявляется в прозе, в том числе и и романах Астуриаса.
Борьба гватемальского народа против колонизации со стороны «Юнайтед фрут ком-пани», против эксплуатации природных богатств страны свидетельствует об отражении Астуриасом этих важных проблем, и здесь не наблюдается переход в магические сферы, когда разрешение конфликта передоверяется волшебным силам и силам слепым, так как при бешеных порывах ветра погибает «хороший человек». Правда, этот человек — американец. Природа, покарав его, карает и тех, кто пришел с ним.
В романе «Зеленый папа» Астуриас показывает другую сторону развития этой темы — успешную карьеру преступника, превращение авантюриста во владельца одной из крупнейших компаний Америки. Процесс сколачивания капитала ведется преступными средствами.
Романная действительность становится настолько широкой, что охватывает реальность и замысел. Миф в романах ведет к прояснению всего мира, не сужая его, а расширяя до безграничности. Использование подобного рода приемов Астуриасом вполне оправдано и обосновано традициями Латинской Америки. Писатель, уходя в прошлое индейской культуры, растворяет в ней современные и актуальные проблемы. Одновременно с этим он возвращается к современности, используя способность мифа растворять личное, вычленяя общее, закономерное. Происходит перераспределение акцентов, что позволяет соединить воедино разное время, разные проблемы, подниматься над единичным, переходя к всеобщему и глобальному.
Возможно все. Реальность становится нереальной, невозможное — возможным. Таков принцип произведений Астуриаса. Миф здесь — естественная принадлежность жизни, ее часть, ее воплощение.

Источники:

Макаров А. О Мигеле Анхеле Астуриасе



Открой для себя целый мир для общения!

Записаться на обучение

Сделай шаг вперед навстречу испанскому языку вместе с Adelante, и ты откроешь для себя удивительный мир Испании и Латинской Америки!

Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса Российской Федерации